Система мониторинга качества дошкольного образования ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями нормативным требованиям и социальным ожиданиям, направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования.
Цели:
– повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
– повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
– повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
– взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
– обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
– повышение качества управления в дошкольных образовательных организациях.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать качество дошкольного образования в образовательных организациях Ипатовского городского округа по представленным ниже показателям.
Показатели:
– по качеству образовательных программ дошкольного образования:
доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
– по качеству образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия):
доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете;
доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.);
доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
– по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) – доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДОО; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
– по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу – доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОО (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями);
Методы сбора определяют порядок получения информации о состоянии показателей системы качества дошкольного образования. К ним относятся: методы сбора статистической информации в т.ч. с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
Мониторинг состояния системы качества дошкольного образования направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами отдела образования.
Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей качества дошкольного образования, выявление актуальных и «проблемных» направлений.
Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
– адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
– рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
– методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
– руководителю, заместителю и педагогам ДОО;
– руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
Комплекс мер – мероприятия, направленные на:
– повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
– профессиональное развитие педагогических работников дошкольного образования;
– повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях;
– повышение качества дошкольного образования для детей с ОВЗ;
– развитие механизмов управления качеством дошкольного образования.
Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на повышение качества дошкольного образования. Оформляются постановлениями администрации Ипатовского городского округа, приказами отдела образования.
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
2) муниципальная программа развития образования
3) приказ об утверждении дорожной карты по реализации концепции МСОКО
4)приказ о мониторинге системы образования
5)приказ о мониторинге дошкольного образования
6)результаты мониторинга ДОУ 2020
7)оценка качества подготовки дошкольников
8)отчет о результатах анализа о состоянии отрасли за 2019 год
9) Положение о МСОКО